В период 1941-1945 гг. деятельность конструкторского бюро «Вымпел» была подчинена интересам защиты Родины от фашистских захватчиков. Основное внимание было направлено на выполнение работ оборонного значения, на разработку проектов, рабочей, эксплуатационной документации и техническое обслуживание постройки и сдачи судов.
С началом войны в кратчайшие сроки была организована доработка документации головных больших охотников за подводными лодками проекта 122а, главный конструктор К.Д. Корнилов, с 1942 г. – Н.Г. Лощинский, с 1946 г. – Н.Х. Желязков, после 1948 г. – А.В. Кунахович. Первые два больших охотника «Артиллерист» и «Минер» вошли в состав Краснознаменной Каспийской флотилии в ноябре 1941 года. Всего на четырех заводах за годы войны были заложены 44 больших охотника за подводными лодками. В 1945 г. на заводе №340 заложили первые большие охотники по доработанному проекту 122 бис, строившиеся двумя крупными сериями. Корабли пр. 122А и модификаций приняли активное участие в военных операциях. Всего с 1939 по 1955 г. было построено и сдано флоту 275 единиц больших охотников за подводными лодками пр. 122 различных его модификаций. Значительное количество кораблей проекта 122 бис было передано союзникам СССР.
В условиях военного времени в блокадном Ленинграде большой серией строился морской тральщик пр. 253, главный конструктор Лощинский Н.Г., на Ярославском судостроительном заводе построено 8 тральщиков проекта 238, крупной серией на нескольких заводах страны построены речные траловые баржи пр. 417.
В разминировании магнитных мин на реках оккупированной части страны, особенно р. Волги на подступах к Сталинграду, сыграли большую роль построенные сотнями единиц специальные речные траловые баржи, уничтожающие неконтактные мины. В исключительно короткий срок был выполнен фронтовой заказ по разработке документации специальной траловой баржи проекта 417, главный конструктор Кожевников П.М. В течение 24 часов непрерывной работы конструкторами были разработаны и выпущены все необходимые для строительства баржи чертежи и переданы для срочной постройки на нескольких заводах.
В начале войны обозначился острый недостаток специальных десантно-высадочных средств, приведший к большим потерям десантников при форсировании больших рек. Для речных и озерных переправ в КБ разработан к началу 1942 года десантный катер повышенной живучести проекта 165, главный конструктор Кожевников П.М. За годы войны по проектам КБ только на Гороховецком судостроительном заводе построено более 150 десантных катеров этого типа. По проекту 166 сотнями единиц на Гороховецком судостроительном заводе строились прорыватели минных заграждений проекта; десятками единиц строились несамоходные речные минные портики пр. 356, главный конструктор Кожевников П.М.
По проектам КБ серийно строились плавучие базы ПВО пр. 407, 408, речные самоходные минные и торпедные баржи грузоподъемностью 50-100 т пр. С-42, С-52, санитарно-дезинфекционные транспорты, гидрографические, санитарные катера пр. 1209, артщиты, плавбатареи пр. 306, речные плавучие самоходные пушки калибра 152 мм пр. 307, портово-рейдовые паровые буксиры пр. 718, рейдовые наливные танкеры пр. 419, речные шаланды грузоподъемностью 85 тонн пр. 435.
В годы войны для Военно-Морского Флота разработан проект и осуществлено строительство на Сретенском судостроительном заводе более 60 единиц морских дизельных одновинтовых буксиров мощностью 170 л.с. пр. 179.
- В ноябре 1943 года под личным руководством главного инженера Д.Д. Жуковского в исключительно короткий срок, в течение 20 суток разработан проект самоходной десантной баржи для действующего Военно-Морского флота пр. 423
- Одним из направлений проектно-конструкторских исследований, которые с началом войны не только не были сокращены, а напротив, получили дальнейшее развитие, были работы по созданию судов безобмоточного размагничивания.
В военные годы в КБ разработано большое число проектов переоборудования речных судов в суда для траления мин, для несения противовоздушной обороны, для десантных операций, для перевозки боевой техники. Вооруженные артиллерией и пулеметами буксиры превращались в тральщики и канонерские лодки. Пассажирские теплоходы переоборудовались под госпитальные суда и войсковые транспорты. Сухогрузные и наливные баржи с подкрепленными палубами использовались как десантные суда и паромы.
Наряду с военными заказами продолжается проектирование судов для народного хозяйства: морских, речных буксиров пр. 715, 717, 734; рейдовых кабельных судов пр. 505; разъездных катеров; грунтоотвозных шаланд грузоподъемностью 250 т пр. 401.
По проектам бюро 410, 411, 412, 413, главные конструкторы В.И. Андрютин, В.А. Евстифеев, построено более 1000 морских сухогрузных барж грузоподъемностью от 50 до 500 т. Гороховецким, Навашинским и Рыбинским судостроительными заводами построены крупные серии сухогрузных и наливных барж грузоподъемностью от 100 до 400 т проектов 414, 415, 416.
Сретенским судостроительным заводом построены серии: речных судоподъемных барж грузоподъемностью более 200 т проектов 420, 421; речных толкаемых барж понтонного типа проектов 1334, 1335; речных наливных барж грузоподъемностью 100-500 т проектов 409, 1335; речных пассажирских винтовых катеров автобусного типа на 120 и 250 мест проектов 557, 558.
На судостроительных заводах блокадного Ленинграда построена серия судоподъемных понтонов грузоподъемностью от 40 до 200 тонн проектов 750, 751, 753, главный конструктор Кожевников П.М.
Вплоть до 1970-х годов осуществлялось строительство речных буксирно-моторных катеров мощностью 72 л.с. по проекту БМК-90, главный конструктор А.В. Кунахович. Общее количество построенных буксирно-моторных катеров составило около 1000 единиц.
В связи с постройкой железнодорожной линии Хабаровск–Комсомольск–Советская Гавань по проекту КБ были созданы уникальные для того времени, железнодорожные паромы для паромной переправы через р. Амур пр. 723, 723У, главный конструктор В.М. Керичев, с 1947 года – А.С. Рачков.
Исключительно большое значение в годы войны имели перевозки грузов в важнейшем Волжском бассейне. Транспортные речные суда, построенные по проектам КБ, выполнили большую работу по форсированному обеспечению перевозок топлива, продовольствия, раненых, оказали огромную помощь в битве за Волгу. В расположение Сталинградского и Донского фронтов под вражеским огнем через Волгу было переброшено более 1 млн. человек, сотни тысяч автомашин, более 200 тысяч тонн грузов.
В тяжелый 1942 г., когда шла Сталинградская битва, ЦКБ «Вымпел» приступило к подбору материалов и документации по ранее построенным речным судам в порядке своевременной подготовки к переходу на строительство гражданских судов после окончания войны. В 1943 г. был выпущен многотомный обзор зарубежного судостроения за последние 10 лет, собраны и систематизированы данные о речных довоенных судах и разработаны стандарты для перспективного проектирования речных судов, а также по их механизации. Эти работы говорили о вере нашего народа в победу.
Переход в годы войны к крупносерийной постройке вспомогательных судов ВМФ потребовал совершенствования технологических процессов подготовки производства. В проектах самих судов, а также в проектах подготовки производства предусматриваются все возможные по тем временам технические решения, позволяющие экономить дефицитные материальные и трудовые ресурсы – переход на полностью сварные конструкции, конвейерная сборка судов небольшого водоизмещения, упрощенные обводы корпусов и т.п.
В общей сложности за период 1941-1945 гг. было разработано около 70 проектов различных типов кораблей, судов, плавсредств, барж, буксиров и понтонов, по которым построено более 3000 объектов судостроительной техники.